Сейчас можно встретить в продаже десятки различных типов аккумуляторов .
Мы, особенно спортсмены - ветераны привыкли эксплуатировать старые советские аккумуляторы такие как 7Д-0115, Д-026, Д-045, крайне неприхотливые в обращении.
Часто случается, что купив новый аккумулятор и немного им попользовавшись мы замечаем, что он перестаёт работать, теряет ёмкость.
Оказывается существует несколько разных типов аккумуляторов, которые имеют свои особенности и даже в пределах одного типа разные фирмы делают аккумуляторы с разными параметрами. Все они требуют разных правил эксплуатации.
Рассмотрим основные типы аккумуляторов применяемых в приёмниках и передатчиках-"лисах".
В первую очередь Ni-Cd -никель кадмиевые. В отличае от советских, новые лучше заряжать большим током ( 0,3-1С, С-емкость аккумулятора) и разряжать полностью (до напряжения 1,1 вольта на элемент). Для никель-кадмиевых батарей крайне необходим полный периодический разряд: если его не делать, на пластинах элементов формируются крупные кристаллы, существенно снижающие их емкость (так называемый "эффект памяти").
Число циклов заряд/разряд: при правильной эксплуатации может быть более 1000 циклов. Если в зарядном устройстве не предусмотрена функция разряда, то обязательно соберите отдельное разрядное устройство.
Признаком полного заряда Ni-Cd аккумулятора три токах больше 0.3С может служить спад нарастания напряжения и нагревание корпуса аккумулятора.
Никель-металлгидридные аккумуляторные батареи.
Фирмы производители пишут, что в Ni-MH батареях нет эффекта памяти, тем не менее он присутствует, хотя значительно слабее выражен.
Никель-металлгидридные аккумуляторные батареи тоже периодически требуют профилактического полного разряда с последующим полным зарядом.
Ресурс работы Ni-MH батарей ниже чем у Ni-Cd
Емкость снижается уже после 200-300 циклов заряд/разряд. При эксплуатации более предпочтителен частичный разряд, нежели полный. Существенно снижает ресурс работы разрядка Ni-MH аккумуляторов токами больше 0,5С.
Как и никель-кадмиевым, никель-металлгидридным аккумуляторным батареям присущ высокий саморазряд. Если никель-кадмиевые батареи теряют 10 % своей емкости в первые 24 часа после заряда, которая затем снижается примерно на 10 % каждый месяц, то никель-металлгидридные батареи теряют за такое же время в 1,5 раза большую емкость.
Для никель-кадмиевых и никель-металлгидридных батарей лучше всего применять метод скоростного заряда. Нормальный (медленный) заряд приводит к кристаллизации элементов батареи, что снижает их емкость и срок службы.
У Ni-MH аккумуляторов падение напряжения после полного заряда значительно слабее, чем у Ni-Cd, поэтому создание автоматического устройства зарядки значительно сложнее. Напряжение, при котором достигается полная зарядка может быть различным у разных аккумуляторов. Единственный полностью достоверный параметр - нагревание батареи (при токах зарядки больше 0,5С).
Существенно снижают ресурс работы любых батарей их перезарядка или разряд ниже 1вольта на элемент.
Правильная зарядка современных аккумуляторов- довольно сложный процесс, поэтому простые универсальные устройства (другой фирмы,чем аккумулятор) часто дают плохие результаты.
Свицово-кислотные (гелевые) батареи можно применять для питания передатчиков, однако они значительно тяжелее и крупнее описанных выше.
Свинцово-кислотные аккумуляторные батареи до сих пор остаются самыми надежными, долговечными и не требующими высоких эксплуатационных затрат химическими источниками тока.
В отличие от никель-кадмиевых свинцово-кислотные батареи не любят глубоких циклов заряд/разряд. Они всегда должны храниться в заряженном состоянии,в противном случае происходит сульфатация пластин, что приводит к потере ёмкости.
Заряжать эти аккумуляторы быстро, как Ni-Cd нельзя, время зарядки свинцово-кислотных батарей составляет 12-16 часов током 0,1С. Алгоритм зарядки более простой и совсем другой. Можно использовать отключение зарядного устройства при превышении определённого напряжения (15 вольт на 12 вольтовой батарее). Более сложные алгоритмы дают более быструю и полную зарядку.
Безусловно лучше всех литий-ионные аккумуляторы (Li-ion). Напряжение ячейки 3.7 вольта ( 2.8- 4.25в) 200- 500 циклов заряд разряд. У них самая высокая удельная энергоёмкость, отсутствует эффект памяти, отличные нагрузочные характеристики, не требуются контрольно-тренировочные циклы заряд-разряд, очень маленький саморазряд. К недостаткам можно отнести быстрое старение даже если батарея не работала, об этом часто умалчивают фирмы производители. За один год обычно теряется около 20 % ёмкости аккумулятора. Запасённая энергия снижается при пониженной температуре, приблизительно на 20% при минус 5 градусах Цельсия. Литий ионные и литий полимерные аккумуляторы легко выхолят из строя при разряде ячейки ниже 3 вольт и быстро теряют ёмкость при перезаряде ( больше 4.25 в). Если несколько элементов собирается в батарею, то как правило каждый элемент выводится на внешний разъём и заряжается отдельно с помощью зарядного устройства - балансира(батарея имеет два разъёма, один для зарядки, 4 провода для 12 вольтовой батареи, второй- два провода, для питания устройства) или батарея имеет электронную схему- контроллер BMS, который обеспечивает балансировку и защиту ( без этого самый слабый элемент быстро выйдет из строя). Часто контроллер встраиватся непосредственно в каждый элемент. В BMS контроллере обычно есть мощный гасящий резистор (10 ом), параллельные стабилизаторы напряжения 4.25 в на каждый элемент, с фунцией отключения элемента при его глубоком разряде), если элемент полностью заряжен, то ток течет через ключ стабилизатора, мощные транзисторы, отключающие аккумулятор при перегрузке по току, иногда- термодатчик (некоторые из описанных функций BMS могут быть упущены в целях упрощения).
Литий-полимерный аккумулятор (Li-pol) по всем характеристикам очень близок к Li-ion, как правило имеет мягкую оболочку и встроенный контроллер. Чуть долговечнее 500-800 рабочих циклов. В электролит обычно добавляют консервант для уменьшения старения, поэтому, перед эксплуатацией требуется 2-3 цикла заряд разряд, разрушающие консервант. Неразрушенный консервант может привести к вспуханию аккумулятора и быстрой потере свойств.
Сейчас начинают появляться в продаже и новые более совершенные типы литиевых аккумуляторов.
Литий титанатные аккумуляторы, рабочее напряжение 2.4 вольта (1.8-2.8в) очень долговечные - более 25000 циклов заряд разряд, хорошо работают при низких температурах, очень высокая скорость заряда 90% за 5 минут, большие токи разряда. Хуже удельная энергия, в два - три раза тяжелее литий ионных той же ёмкости. Более применимы для транспортных средств.
Литий-железо-фосфатный аккумулятор (LiFePO4, LFP) По удельной энергии немного (приблизительно на 15%) хуже литий ионных, долговечные >2000 циклов, хорошо работают при низких температурах, безопаснее в эксплуатации, имеют очень стабильное напряжение 3.2 вольта при разряде, напряжение 3.2 вольта удобно ля замены двух никель- кадмиевых или Ni-MH аккумуляторов одним LFP, Свинцового аккумулятора 12.8в- четырьмя LFP. Должны быть дешевле в производстве, но пока достаточно дороги.
Несколько перезарядок допускают алкалиновые батарейки, главное условие-нельзя допускать их разряд более чем наполовину и ток разряда не должен быть большим.